Допризывная подготовка молодежи (ДПМ)

Назад на главную

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 11 февраля 2014 года N 87

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о допризывной подготовке молодежи в образовательных организациях, реализующих программы среднего общего образования, профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования

1. Общие положения

1. Допризывная подготовка молодежи является составной частью системы подготовки граждан к военной службе, организуемой и проводимой в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах", другими нормативными правовыми актами, принятыми на основе данного Закона, и настоящим Положением.

2. Допризывная подготовка молодежи является обязательным предметом обучения (учебной дисциплиной) основам военного дела и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и организуется независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности в образовательных организациях, реализующих программы среднего общего образования, профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные организации).

Допризывниками являются несовершеннолетние граждане мужского пола до принятия их на воинский учет.

Учащимися являются несовершеннолетние граждане женского и мужского пола, привлеченные к занятиям по допризывной подготовке молодежи.

3. Допризывная подготовка молодежи проводится в целях обучения учащихся необходимым знаниям и практическим навыкам в области военного дела, гражданской защиты и освоения основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях.

В процессе занятий по допризывной подготовке молодежи, учащиеся усваивают нормы действующего законодательства Кыргызской Республики о воинской обязанности, назначении военной службы, требованиях военной присяги и общевоинских уставов Вооруженных Сил Кыргызской Республики, назначении и структуре Вооруженных Сил и других воинских формирований Кыргызской Республики.

Допризывная подготовка молодежи проводится в 10-11 классах и на первых и вторых курсах обучения в образовательных организациях, в целях воспитания у молодежи чувства патриотизма, высоких морально-психологических качеств, любви к военной службе, личной ответственности за выполнение требований военной присяги и общевоинских уставов Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

4. Контроль за проведением допризывной подготовки молодежи осуществляется государственным органом, ведающим вопросами образования, совместно с государственным органом, ведающим вопросами обороны, и другими заинтересованными государственными органами Кыргызской Республики.

2. Руководство допризывной подготовкой молодежи

5. Общее руководство допризывной подготовкой осуществляется Правительством Кыргызской Республики.

6. На государственный орган, ведающий вопросами обороны, возлагается:

- по согласованию с государственным органом, ведающим вопросами образования, и другими государственными органами, в ведении которых имеются образовательные организации, разработка и реализация программ (планов) обучения, инструкций, положений, методических рекомендаций, наглядных пособий и указаний, а также участие в создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи;

- совместно с государственным органом, ведающим вопросами образования, и государственным органом, ведающим вопросами физической культуры и спорта, организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта;

- оказание содействия в проведении учебно-методических сборов и инструктивных занятий с руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи согласно программам (планам), утвержденным государственным органом, ведающим вопросами образования;

- оказание методической помощи руководителям образовательных организаций в организации и проведении допризывной подготовки молодежи согласно программам (планам), утвержденным государственным органом, ведающим вопросами образования;

- оказание практической помощи руководителям образовательных организаций при проведении занятий по огневой подготовке согласно программам;

- организация посещения допризывниками воинских частей и учреждений согласно программам (планам), утвержденным государственным органом, ведающим вопросами обороны;

- организация и проведение проверки допризывной подготовки и военно-патриотической работы в образовательных организациях;

- составление планов мероприятий по улучшению допризывной подготовки молодежи;

- совместно с государственным органом, ведающим вопросами образования, оценка состояния допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях.

7. На государственный орган, ведающий вопросами образования, возлагается:

- по согласованию с государственным органом, ведающим вопросами обороны, и другими государственными органами, в ведении которых имеются образовательные организации, разработка, утверждение учебных планов и программ, инструкций, приказов, положений, методических рекомендаций, учебно-наглядных пособий;

- участие в создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях;

- организация и проведение военно-патриотических и оборонно-массовых мероприятий в образовательных организациях;

- совместно с государственным органом, ведающим вопросами обороны, подбор кандидатов для должности руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях из числа офицеров и военнообязанных запаса, имеющих военное или педагогическое образование, обладающих необходимыми военными знаниями, высокими моральными качествами и способных обучать и воспитывать учащихся;

- разработка рекомендаций и пособий, необходимых для организации подготовки руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи, а также их переподготовки на базе образовательных организаций;

- совместно с государственным органом, ведающим вопросами обороны, оценка состояния допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях;

- составление планов мероприятий по улучшению допризывной подготовки молодежи.

8. На государственный орган, ведающий вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возлагается участие:

- в разработке и реализации программ (планов) обучения, инструкций, положений, методических рекомендаций, наглядных пособий и указаний;

- в создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в области гражданской защиты.

9. На государственный орган, ведающий вопросами здравоохранения, возлагается участие:

- в разработке и реализации программ (планов) обучения, инструкций, положений, методических рекомендаций, наглядных пособий и указаний;

- в создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в части основ медицинских знаний, а также привлечение специалистов для проведения занятий по основам медицинских знаний.

10. На государственный орган, ведающий вопросами физической культуры и спорта, возлагается:

- контроль за физической подготовкой юношей допризывного возраста;

- издание учебно-методических пособий по физической культуре для юношей допризывного возраста;

- участие при проведении военно-прикладных видов спорта среди учащихся образовательных организаций.

11. На государственные органы, в ведении которых имеются образовательные организации, возлагается оказание содействия в:

- разработке и реализации программ (планов) обучения, инструкций, положений, методических рекомендаций;

- создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи;

- проведении военно-патриотических и оборонно-массовых мероприятий.

12. На органы местного самоуправления возлагается участие в:

- организации и проведении военно-патриотических и оборонно-массовых мероприятий местного значения;

- создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях, находящихся на территории местного самоуправления.

3. Организация допризывной подготовки молодежи

13. На допризывную подготовку молодежи в образовательных организациях отводится не менее 68 часов в учебном году.

14. Занятия по допризывной подготовке молодежи включаются в общее расписание занятий и проводятся по классам и учебным группам.

Классы и учебные группы именуются группами и делятся на отделения. Из числа учащихся приказом руководителя образовательной организации назначаются командиры групп и отделений.

15. Допризывная подготовка молодежи включает следующие разделы обучения:

- основы военного дела;

- основы военной службы;

- огневая подготовка;

- общефизическая подготовка;

- основы безопасности жизнедеятельности;

- гражданская защита;

- основы медицинских знаний;

- комплексные занятия.

Занятия по основам военного дела, военной службы, безопасности жизнедеятельности, общефизической подготовке, гражданской защите, комплексные занятия проводятся руководителем (преподавателем) допризывной подготовки молодежи.

Занятия по общефизической подготовке могут быть проведены учителем (преподавателем) по физической культуре.

Занятия по основам медицинских знаний проводятся учителем (преподавателем) - специалистом в области медицины или руководителем (преподавателем) допризывной подготовки молодежи, если он имеет сертификат о прохождении медицинской подготовки.

16. Допризывники до первичной постановки на воинский учет не привлекаются на практические и полевые занятия по допризывной подготовке молодежи.

Лица, признанные негодными к военной службе при первичной постановке на воинский учет, не привлекаются на практические и полевые занятия по допризывной подготовке молодежи.

17. Лица, прошедшие срочную военную службу, а также лица, окончившие полный курс допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях, при переходе (поступлении) в другую образовательную организацию, не привлекаются к занятиям по допризывной подготовке молодежи.

Указанные лица могут быть привлечены в качестве помощников руководителей (преподавателей) занятий при проведении занятий по допризывной подготовке молодежи.

18. На завершающем этапе обучения по допризывной подготовке молодежи, для закрепления полученных военных знаний и навыков, приобретенных в ходе теоретических занятий, с учащимися проводятся трехдневные учебно-полевые занятия (сборы) на базе близлежащих воинских частей (учреждений) или на базе образовательных организаций, где имеется учебно-материальная база для проведения учебно-полевых занятий (сборов), за счет времени, отведенного на допризывную подготовку молодежи.

19. Практические занятия по огневой подготовке (обучение стрельбе из стрелкового оружия) проводится только на стрельбищах (полигонах) и в тирах воинских частей, военно-учебных заведений и в оборонных спортивно-технических организациях в порядке, определенном для организации занятий по огневой подготовке.

Время, место и порядок проведения практических занятий по огневой подготовке с учащимися определяет районный (городской) военный комиссариат по согласованию с начальником гарнизона, командиром воинской части, начальником военно-учебного заведения и до начала учебного года доводит до сведения руководителей образовательных организаций.

20. Начальники гарнизонов совместно с военными комиссариатами закрепляют за воинскими частями, военно-учебными заведениями, военными кафедрами и военными учреждениями образовательные организации для оказания помощи в организации и проведении допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи.

21. Знания учащихся по допризывной подготовке молодежи оцениваются, как и по другим предметам, по пятибалльной системе.

Итоговая оценка на основании годовых оценок, полученных учащимися по допризывной подготовке молодежи (за исключением лиц, признанных негодными к военной службе при первичной постановке на воинский учет) выставляется в соответствующий документ об образовании (аттестат, диплом).

22. По окончании курса допризывной подготовки в образовательной организации организуются мероприятия по военно-прикладным видам спорта, которые включают соревнования по выполнению практических действий в объеме программы (плана) допризывной подготовки молодежи и объявляется приказ (решение) об окончании обучения.

23. Списки учащихся мужского пола, окончивших полный курс допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях, с итоговыми оценками направляются руководителем образовательной организации в районный (городской) военный комиссариат по месту первичной постановки на воинский учет.

24. В образовательной организации используются различные методы обучения, проявляется постоянная забота о качестве и эффективности проводимых мероприятий. Постоянно поддерживается связь с воинскими частями, учреждениями и военно-учебными заведениями, активно ведется пропаганда военной профессии среди учащихся.

25. В образовательной организации оформляется наглядная агитация, которая должна отражать военно-патриотическую тематику, пропагандировать ветеранов Великой Отечественной войны, других вооруженных конфликтов и показывать жизнь образовательной организации.

4. Подбор, назначение и подготовка руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи образовательных организаций

26. Назначение на должности руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи и их увольнение осуществляются в соответствии с нормами трудового законодательства Кыргызской Республики.

При этом на должности руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи назначаются:

- выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования по специальности "преподаватель допризывной подготовки молодежи и физического воспитания";

- офицеры запаса и в отставке, имеющие высшее или среднее военное образование, обладающие необходимыми военными знаниями, высокими моральными качествами и способные обучать и воспитывать учащихся, а также опытные сержанты и солдаты запаса, имеющие высшее педагогическое образование.

27. Подбор преподавателей для занятий по основам медицинских знаний осуществляется территориальными органами здравоохранения совместно с руководителями образовательных организаций из числа подготовленных медицинских работников.

5. Повышение квалификации (переподготовка) руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи

28. Повышение квалификации (переподготовка) руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи, преподавателей по основам медицинских знаний проводится в целях улучшения организации учебного процесса и качества проведения занятий по допризывной подготовке молодежи, повышения педагогических и военных знаний, совершенствования методического мастерства по обучению, воспитанию и подготовке юношей к военной службе и основам гражданской защиты.

29. Повышение квалификации руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи включает проведение установочных сборов (семинаров), продолжительностью до пяти дней, и ежегодных трехдневных учебно-методических сборов, ежемесячных однодневных методических занятий; обучение на курсах при институтах повышения квалификации, а также участие в работе предметных методических комиссий в образовательной организации и их самостоятельную работу.

30. Установочные сборы с вновь назначенными и проработавшими менее года и не проходившими эти сборы руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи проводятся ежегодно, в сентябре, по программе, утвержденной государственным органом, ведающим вопросами обороны, по согласованию с государственным органом, ведающим вопросами образования.

На установочных сборах руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи изучают требования руководящих документов, программ основ педагогики и психологии, совершенствуют военные знания и методические навыки, знакомятся с методами организации и проведения военно-патриотической работы в образовательной организации.

Установочные сборы организуются и проводятся на базе районных (городских) военных комиссариатов под руководством районных (городских) военных комиссаров. Для организации и проведения сборов приказами районных (городских) военных комиссаров, по согласованию с командирами воинских частей, начальниками военно-учебных заведений, председателем оборонной спортивно-технической организации определяются места проведения сборов, назначаются должностные лица, ответственные за проведения сборов, выделяются опытные офицеры и преподаватели для проведения занятий, предоставляются необходимое оружие, боеприпасы, военная техника (стрельбища, тиры) и транспортные средства. Для проведения занятий на сборах привлекаются специалисты по педагогике, психологии, медицине и гражданской защите.

31. Трехдневные учебно-методические сборы проводятся со всеми руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи перед началом учебного года.

На сборах подводятся итоги допризывной подготовки молодежи, ставятся задачи на новый учебный год, изучаются организационно-методические документы, проводятся показательные, практические и другие занятия; участники сборов обмениваются опытом обучения и воспитания учащихся.

Учебно-методические сборы организуются и проводятся на базе образовательных организаций по программе, утвержденной государственным органом, ведающим вопросами образования, по согласованию с государственным органом, ведающим вопросами обороны.

32. Однодневные инструкторско-методические занятия с руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи проводятся ежеквартально по программе, утвержденной государственным органом, ведающим вопросами обороны, день проведения занятий в районах (городах) устанавливают военные комиссары совместно с территориальными отделами образования и руководителем образовательной организации, на базе которой проводятся занятия. В этот день с руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи проводятся практические и показательные занятия, семинары, лекции и открытые уроки.

Для проведения однодневных занятий могут привлекаться офицеры воинских частей, военно-учебных заведений, военных кафедр вузов, наиболее подготовленные руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи, специалисты отделов образования, а также офицеры и генералы запаса и в отставке.

В районных (городских) военных комиссариатах ведется журнал учета методической подготовки руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи и преподавателей по основам медицинских знаний.

33. Руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи принимают участие в работе методической комиссии по вопросам допризывной подготовки молодежи, физической культуре, основам медицинских знаний в образовательной организации.

Задачами комиссии является систематическое повышение профессиональных знаний руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи, учителя физической культуры, преподавателя по основам медицинских знаний, совершенствование их методического мастерства, изучение и пропаганда передового педагогического опыта, учебной и воспитательной работы с учащимися.

34. Руководителям (преподавателям) допризывной подготовки молодежи предоставляется один день в неделю для методической подготовки (обобщение передового опыта, разработка отдельных вопросов по допризывной подготовке молодежи, подготовка к проведению занятий, составление методических разработок и совершенствование учебно-материальной базы).

35. Курсы повышения квалификации руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи организуется государственным органом, ведающим вопросами образования, при институтах (центрах) усовершенствования учителей по утвержденной программе.

Руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи на курсы повышения квалификации привлекаются один раз в 5 лет на общих основаниях с другими учителями (преподавателями).

Занятия на курсах проводятся штатными работниками института усовершенствования учителей, инструкторами, методистами и опытными руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи. Для проведения отдельных занятий могут быть привлечены офицеры воинских частей, военных кафедр вузов, а также работники территориальных отделов гражданской защиты.

36. С преподавателями по основам медицинских знаний проводятся однодневные методические занятия перед началом учебного года.

Занятия проводятся районными (городскими) отделами образования, органами здравоохранения и военными комиссариатами.

6. Обязанности должностных лиц учебных заведений (образовательных организаций)

37. Руководитель образовательной организации несет ответственность за организацию и состояние допризывной подготовки молодежи, за сохранность учебно-материальной базы, в том числе учебного оружия и боеприпасов.

38. Руководитель образовательной организации обязан:

- обеспечивать своевременное планирование, организацию и проведение учебного процесса, полное и качественное выполнение Программы допризывной подготовки молодежи;

- выделять помещения, площадки и места для отработки практических занятий допризывной подготовки молодежи, принимать меры к постоянному совершенствованию учебно-материальной базы совместно с органами местного самоуправления в соответствии с требованиями настоящего Положения и Программы допризывной подготовки молодежи;

- принимать меры к повышению личной ответственности молодежи (учащихся) за успеваемость, привлекать учащихся к созданию и совершенствованию учебно-материальной базы;

- организовывать учет и хранение учебного оружия и боеприпасов к ним в соответствии с установленными требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики;

- оказывать руководителю (преподавателю) допризывной подготовки молодежи учебно-методическую помощь, обеспечивать связь допризывной подготовки молодежи с другими учебными предметами, организацию и проведение кружковой работы (факультатива);

- контролировать проведение руководителем (преподавателем) допризывной подготовки молодежи занятий, качество усвоения учащихся пройденного материала, обсуждать состояние допризывной подготовки молодежи, военно-патриотической работы и оборонно-массовой работы с учащимися на педагогических советах (совещаниях), не реже одного раза в течение года;

- организовывать и проводить мероприятия по военно-прикладным видам спорта, посвященные окончанию курса допризывной подготовки молодежи;

- издавать приказы о начале и окончании обучения по допризывной подготовке молодежи, о назначении командиров групп и отделений, проведении практических занятий по огневой подготовке;

- представлять отчеты о состоянии допризывной подготовки и военно-патриотической работы с учащимися в районные (городские) военные комиссариаты и по подчиненности.

39. Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи подчиняется руководителю образовательной организации и непосредственно отвечает за допризывную подготовку учащихся, учет, хранение и выдачу учебного оружия и боеприпасов к ним, в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики.

Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи обязан:

- соблюдать установленные правила и меры безопасности при проведении занятий с использованием военной техники и практических занятий по огневой подготовке, в соответствии с установленными требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики;

- организовывать, планировать и проводить на высоком научно-теоретическом и методическом уровне учебные, факультативные и внеклассные занятия по допризывной подготовке молодежи;

- осуществлять руководство работой преподавателей по основам медицинских знаний;

- вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы, внедрению наиболее эффективных форм, методов и средств обучения и воспитания;

- вести учет успеваемости и посещаемости занятий;

- изучать личные качества и индивидуальные особенности допризывников, готовить их к военной службе, вести учет допризывников образовательной организации; руководить кружком по изучению основ военного дела, организовывать проведение военно-спортивных игр;

- участвовать в планировании мероприятий по военно-патриотической и оборонно-массовой работе;

- организовывать работу по взаимодействию с военными комиссариатами, воинскими частями и военно-учебными заведениями, максимально использовать их помощь в совершенствовании обучения и военно-патриотического воспитания учащихся;

- обеспечивать создание и совершенствование учебно-материальной базы по допризывной подготовке молодежи;

- вести учет, организовывать хранение и ремонт учебного оружия и другого военного имущества в соответствии с установленными требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики;

- проверять, не реже одного раза в месяц, наличие и техническое состояние учебно-материальной базы, своевременно организовывать их ремонт в установленном порядке;

- участвовать в организации и проведении районных (городских) соревнований по военно-прикладным видам спорта и гражданской защите;

- обеспечивать соблюдение мер безопасности при проведении практических занятий;

- составлять отчеты по установленной форме;

- систематически повышать свои военные и педагогические знания, совершенствовать методические навыки.

Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи образовательной организации работает совместно с заместителем руководителя образовательной организации по учебно-воспитательной работе, с учителем физической культуры (руководителем физического воспитания) и классными руководителями (мастерами производственного обучения), с педагогическим коллективом учебного заведения.

Работа руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи регламентируется расписанием занятий, планом мероприятий, проводимых во внеурочное время, и его личным планом, утвержденным руководителем образовательной организации.

Работа руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи, не предусмотренная функциональными обязанностями и утвержденным планом, выполняется в каждом отдельном случае по согласованию с руководителем образовательной организации. Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи не привлекается к дежурству по образовательной организации.

На руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи не предусматривается возложение обязанностей классного руководителя.

7. Материально-техническое обеспечение занятий по допризывной подготовке молодежи

40. Для проведения занятий по допризывной подготовке молодежи государственный орган, ведающий вопросами обороны, обеспечивает образовательные организации учебным оружием, малокалиберными винтовками и патронами к ним, средствами индивидуальной защиты.

41. Истребование учебного оружия военными комиссариатами производится в соответствии с количеством и сроками, указанными в табеле, по годовым отчетам-заявкам, отдельно по каждому виду учебного оружия, представляемым в государственный орган, ведающий вопросами обороны, ежегодно к 1 октября.

42. Передача учебного оружия военным комиссариатам со складов воинских частей, ремонтных мастерских и учреждений производится по нарядам (накладным) государственного органа, ведающего вопросами обороны.

Учебное оружие передается укомплектованным технической документацией (описаниями, схемами, инструкциями и др.).

43. Получение учебного оружия осуществляется представителями военных комиссариатов по предъявлению ими доверенности и документов, удостоверяющих личность (паспорт, удостоверение личности).

44. Доставка учебного оружия для образовательных организаций осуществляется силами и средствами отделов образования совместно с военными комиссариатами, в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики.

45. Государственный орган, ведающий вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивает образовательные организации имуществом гражданской защиты за счет средств организаций, в ведении которых находятся образовательные организации, по заявкам отделов образования.

46. Государственный орган, ведающий вопросами здравоохранения, через подчиненные органы привлекает специалистов для проведения занятий по основам медицинских знаний, обеспечивает образовательные организации медицинским имуществом по основам медицинских знаний, за счет организаций, в ведении которых находятся образовательные организации, по заявкам отделов образования.

47. Ремонт учебного оружия, находящегося в образовательных организациях, производится через военные комиссариаты в ремонтных мастерских государственного органа, ведающего вопросами обороны, по нарядам военных комиссариатов.

48. В образовательных организациях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями Программы допризывной подготовки молодежи. Программа включает наличие следующего: кабинет допризывной подготовки молодежи; комната, специально оборудованная для хранения учебного оружия и малокалиберных винтовок; стрелковый тир; места для практического изучения обязанностей дневального и строевых приемов; спортивный городок (места) для проведения занятий по общефизической подготовке; единая полоса препятствий; комплект съемно-переносного учебного оборудования для проведения занятий по основам военного дела; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.

49. Должностные оклады, социальное страхование, регулирование труда руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи образовательных организаций определяются в порядке, предусмотренном условиями оплаты труда работников системы образования и действующим законодательством.

В педагогический стаж руководителей (преподавателей) допризывной подготовки образовательных организаций засчитывается срок действительной военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях.

50. Материально-техническое обеспечение занятий, создание учебно-материальной базы по допризывной подготовке молодежи может быть осуществлено за счет средств местного бюджета, а также средств, не запрещенных действующим законодательством Кыргызской Республики.

8. Контроль за допризывной подготовкой молодежи в образовательных организациях

51. Контроль за допризывной подготовкой молодежи осуществляется путем:

- всесторонней проверки по совместным планам государственного органа, ведающего вопросами образования, государственного органа, ведающего вопросами обороны, и организаций, в ведении которых находятся образовательные организации;

- проверки по отдельным вопросам государственного органа, ведающего вопросами обороны, по согласованию или с привлечением государственного органа, ведающего вопросами образования, и другими заинтересованными государственными органами Кыргызской Республики;

- проверки по отдельным вопросам государственного органа, организаций, в ведении которых находятся образовательные организации.

52. Допризывная подготовка молодежи в образовательных организациях подлежит всесторонней проверке по совместным планам государственных органов, ведающих вопросами образования и обороны, не реже одного раза в три года.

Образовательные организации, получившие неудовлетворительные оценки, перепроверяются через год. В случае повторного получения неудовлетворительной оценки рассматривается вопрос о соответствии занимаемой должности руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи.

На проверку образовательной организации отводится не менее одного дня. При этом проверяется организация учебного процесса и выполнение программ, посещаемость, качество усвоения учащимися программы, методическая подготовка руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи и качество проведения им занятий, состояние учебно-материальной базы, военно-патриотической и оборонно-массовой работы, качество руководства допризывной подготовкой молодежи.

53. Общая оценка состояния допризывной подготовки молодежи в образовательной организации складывается из оценок качества усвоения учащимися программ и состояния учебно-материальной базы.

При этом учитывается выполнение программ, методическая подготовка руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи и состояние руководства допризывной подготовкой молодежи руководителем образовательной организации.

54. Для оценки качества усвоения программ (пройденного материала) в образовательных организациях проверяются не менее двух групп, составляющих не менее 10 человек каждая, с выставлением индивидуальных оценок:

- путем тестирования;

- практических действий учащихся.

На основании индивидуальных оценок, полученных учащимися, выводится оценка образовательной организации за качество усвоения программы:

- "отлично", если не менее 90% проверенных обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% - "отлично";

- "хорошо", если не менее 80% проверенных обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% - "отлично", "хорошо";

- "удовлетворительно", если не менее 70% проверенных обучаемых получили положительные оценки;

- "неудовлетворительно", если более 30% проверенных обучаемых получили неудовлетворительные оценки.

55. Состояние учебно-материальной базы образовательной организации оценивается:

- "отлично", если имеются оборудованный кабинет допризывной подготовки молодежи, комната для хранения учебного оружия, стрелковый тир, учебное оружие и имущество, а их учет и хранение организованы в строгом соответствии с требованиями инструкции, места для практического изучения обязанностей дневального и строевых приемов, спортивный городок (место) для проведения занятий по общефизической подготовке, единая полоса препятствий, учебно-наглядные пособия и технические средства обучения;

- "хорошо", если имеется все перечисленное для оценки "отлично", но не полностью оборудовано место для практического изучения обязанностей дневального или единая полоса препятствий;

- "удовлетворительно", если имеются кабинет допризывной подготовки молодежи, комната для хранения учебного оружия, стрелковый тир, спортивный городок для проведения занятий по общефизической подготовке, учебное оружие и имущество, а их хранение и учет организованы в соответствии с установленными требованиями;

- "неудовлетворительно", если отсутствует один из элементов учебно-материальной базы, перечисленных для оценки "удовлетворительно", или условия хранения учебного оружия и имущества не соответствуют установленным требованиям.

56. Общее состояние допризывной подготовки молодежи образовательной организации оценивается:

- "отлично", если оценено: качество усвоения обучаемыми программы - на "отлично", состояние учебно-материальной базы - не ниже оценки "хорошо";

- "хорошо", если оценено: качество усвоения обучаемыми программы - не ниже "хорошо", а состояние учебно-материальной базы - не ниже "удовлетворительно";

- "удовлетворительно", если качество усвоения обучаемыми программы и состоянием учебно-материальной базы оценены не ниже "удовлетворительно";

- "неудовлетворительно", если один из показателей оценен "неудовлетворительно".

57. При проведении проверок по отдельным вопросам общая оценка образовательной организации не выставляется.

По окончании проверки образовательной организации проводится подведение итогов проверки.

58. По результатам проверки допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях (в разрезе города, района и области) составляется акт итогов проверки и проводится разбор в присутствии представителей государственных органов, ведающими вопросами обороны и образования, военных комиссариатов и организаций, в ведении которых находятся образовательные организации, с привлечением руководителей образовательных организаций.

О результатах проверки информируются местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

По результатам проверки составляется акт в количестве экземпляров по числу заинтересованных сторон и доводится до сведения каждого из сторон.

59. Служебная переписка по вопросам допризывной подготовки молодежи ведется строго по ведомственной подчиненности.

Военные комиссариаты и отделы образования ежегодно, к 10 июня, представляют итоговые доклады о состоянии допризывной подготовки молодежи за истекший год по ведомственной подчиненности в государственный орган, ведающий вопросами обороны, и в государственный орган, ведающий вопросами образования.